Воскресенье, 15 сентября 2019
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Практика / Обобщения судебной практики

Полный список материалов

Анализ итогов работы по подписанию судебных актов усиленной квалифицированной подписью судьи.

Анализ итогов работы по подписанию судебных актов усиленной квалифицированной подписью судьи

 

 

В соответствии с приказом председателя суда от 05 февраля 2018 года №01-03/3 Арбитражный суд Вологодской области перешел на выполнение судебных актов в форме электронного документа путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) с 01 марта прошлого года.

В октябре 2018 года были подведены первые итоги работы суда по созданию электронных судебных актов, которые зафиксировали небольшие проблемы технического характера - сбои программного обеспечения, некоторые сложности в работе с таким форматом судебных актов со стороны государственных учреждений, в частности, Управления Росреестра по Вологодской области.

За полтора прошедших года с момента внедрения усиленной квалифицированной электронной подписи велась работа компанией техподдержки по совершенствованию программного обеспечения по подписанию судебных актов электронной подписью, а именно, по вопросам его интегрирования с АИС «Судопроизводство» и информационным ресурсом «Картотека арбитражных дел».

В марте 2019 года произведена замена ключей с новыми сертификатами, а в первом полугодии текущего года удалось технически реализовать и внедрить в текст судебного акта штамп на визуализацию электронного документа, что сразу сняло напряженность восприятия наших судебных актов как со стороны лиц, участвующих в деле, так и со стороны органов, исполняющих судебные акты Арбитражного суда Вологодской области.

Одной из целей внедрения в судопроизводство электронных судебных актов является оптимизация отправления судебной корреспонденции. Анализ итогов работы по подписанию судебных актов ЭП за прошлый год, не выявил существенных изменений в показателях отправки с момента внедрения усиленной квалифицированной подписи (по сравнению с 2017 годом уменьшение составило лишь 3%).

Поэтому по результатам проведенного в 2018 году анализа, было рекомендовано переходить на новый порядок направления судебных актов, подписанных электронной подписью, который регламентирован Постановлением  Пленума  Верховного  Суда  Российской   Федерации  № 57 от 26.12.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (далее - Постановление Пленума № 57).

Для оценки динамики почтовых отправлений за 8 месяцев 2019 года, проведен анализ статистических показателей отправки судебной корреспонденции за указанный период в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

Динамика последних лет складывалась следующим образом: за восемь месяцев 2017 года направлено - 236 319 заказных писем, за этот же период 2018 года отправлено 233 тысячи судебных писем, что на 3% меньше чем в 2017 году (при общем росте исходящих судебных документов).

Вместе с тем, с начала 2019 года судом направлено рекордно низкое количество судебных актов, всего 66 342 заказных письма, что на 28,5%  меньше чем в прошлом году.

Из общего количества всех отправлений 13% составляют исполнительные листы, направляемые в адрес взыскателя (8 720), и это при значительном росте судебных документов (судебных актов, писем, запросов, исполнительных листов, справок на возврат госпошлины), изготовленных за восемь месяцев 2019 года.

Так, с начала года судом подготовлены и зарегистрированы в АИС «Судопроизводство» 99 251 судебный документ, для сравнения за указанный период прошлого года этот показатель составлял 88 901 документ.

 

Количество изготовленных судебных документов (судебных актов, писем, исполнительных листов, справок на возврат госпошлины) за период с 01.01.2019 по 23.08.2019

 

1-й состав

4-й состав

Болдырева Е.Н.

1 630

Лемешов В.В.

3 435

Дмитриева Н.В.

2 699

Коротышев Е.Н.

3 035

Корюкаева Т.Г.

2 608

Цветкова Н.В.

4 384

Крашенинников С.С.

2 668

Шумкова И.В.

3 548

Маркова Н.Г.

2 938

5-й состав

Олькова В.В.

2 155

Ковшикова О.С.

2 890

Панина И.Ю.

3 859

Шестакова Н.А.

2 961

Полякова В.М.

3 286

Баженова Ю.М.

2 879

2-й состав

Лудкова Н.В.

2 792

Виноградова Т.Б.

3 659

Савенкова Н.В.

2 928

Гуляева Ю.В.

4 353

6-й состав

Дегтярева Е.В.

4 159

Киров С.А. 

2 283

Колтакова Н.А.

3 750

Мамонова А.Е.

3 237

Фадеева А.А.

4 211

Парфенюк А.В.

3 251

Курпанова Н.Ю.

2 371

Селиванова Ю.В.

2 848

3-й состав

 

 

Зрелякова Л.В.

3 841

 

 

Корепин С.В.

3 223

 

 

Лукенюк О.И.

3 854

 

 

Свиридовская М.Б.

3 516

 

 

 

Количество поступивших с начала года судебных документов (исковых заявлений, заявлений, отзывов, дополнительных материалов, ответов на судебные запросы) увеличилось более чем на 2 000 документов по сравнению с 2018 годом и составило 84 032 документа.

Таким образом, на сегодня отправляется на бумажном носителе только 65% от общего количества изготовленных судебных актов.

На фоне растущих объемов исходящей корреспонденции судебных документов почтовая отправка уменьшилась более чем в три раза.

Выборочная проверка отправки судебных актов, подписанных усиленной ЭП судьи, в период с 01.01.2019 по 23.08.2019, показала также отличную динамику снижения в результате перехода на новый порядок отправки судебных актов, в соответствии с рекомендациями Постановлением № 57.

По общему исковому порядку не осуществляется отправка итоговых судебных актов, только по ходатайству стороны, и в иных исключительных случаях, по распоряжению судьи.

Также зафиксирован довольно низкий показатель отправки промежуточных судебных актов, в частности более 70% определений об отложении судебного разбирательства не направляются сторонам, как показала проверка, исключения составляют случаи:

обязания сторон явкой;

предупреждение о наложении судебного штрафа;

затребование большого перечня дополнительных документов;

повторно требование суда о предоставлении дополнительных документов;

по просьбе стороны, участвующей в деле, о направлении копии судебного акта.

Самый низкий показатель почтовых отправлений зафиксирован в административной коллегии (пятый и шестой судебные составы), это объясняется, прежде всего, активной явкой лиц, участвующих в деле, так как большинство дел рассматривается с участием органов государственной власти.

Одновременно, фактов явного злоупотребления отправкой определений об отложении судебного заседания среди офисов судей второго и третьего судебных составов не выявлено. Практически все случаи почтовых отправлений имеют уважительные причины и мотивируются в тексте судебных актов.

Отметим, что существенно снизилась отправка по делам о банкротстве. Хотя самое большое количество судебных отправлений по-прежнему в суде остается по делам данной категории.

Настоящий анализ показал, снижение количества отправляемых на бумажном носителе судебных актов по банкротству, в частности, на сегодняшний момент практически не направляются лицам, участвующим в деле о банкротстве, определения о включении в реестр требований кредиторов должника (самая многочисленная категория обособленных споров), определения о продлении срока конкурсного производства.

Кроме того, зафиксировано значительное снижение отправки итогового (завершающего судебного акта) по делам о банкротстве - определение о завершении процедур банкротства – завершении реализации имущества должника и завершении конкурсного производства.

Напомним, что в январе 2019 года, по поручению председателя суда, разработана и утверждена памятка по отправке судебной корреспонденции по делам о банкротстве.

Следует отметить, что в ходе выборочной проверки установлено, что меньше всего направляются судебные акты в офисах судей четвертого судебного состава, а именно: судьи Коротышева Е.Н., Цветковой Н.В. и Шумковой И.В. (согласно рекомендациям памятки).

В первом судебном составе стоит отметить офисы судей Паниной И.Ю. и Поляковой В.М. в части существенного снижения количества отправки судебных актов.

Вместе с тем, выявлены случаи, когда итоговые судебные акты о завершении процедуры банкротства не были направлены ни одному адресату, так по делам № А13-16187/2017, № А13-14984/2016 определения о завершении конкурсного производства в отношении юридического лица не направлялись по почте, в том числе и в адрес регистрационного органа - межрайонной инспекции ФНС № 11 по Вологодской области.

Самое большое количество направляемых промежуточных и итоговых судебных актов по делам о банкротстве остается в офисе судей Крашенинникова С.С., Марковой Н.Г., Дмитриевой Н.В., Ольковой В.В.

Так, по делам № А13-8271/2018 определение о завершении процедуры реализации имущества должника направлено кроме должника и финансового управляющего в адрес органа пенсионного фонда.

По делу № А13-689/2013 определение о завершении конкурсного производства в отношении юридического лица направлено в адрес: учредителя должника, Управления ФССП по Вологодской области, Управления Росреестра по Вологодской области, Управления Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области.

По делу № А13-4476/2018 определение о завершении конкурсного производства направлено в адрес органа пенсионного фонда.

По делам № А13-15005/2015 определение о завершении конкурсного производства направлено в адрес органов пенсионного фона и службы судебных приставов.   В аналогичном   порядке отправлены определения о завершении    конкурсного     производства     по     делам  №  А13-2447/2018,   № А13-13846/2016, А13-10598/2013, А13-16430/2015.

Отметим, что на сегодня нет единых подходов между офисами судей к определению перечня необходимых адресатов при отправке некоторых судебных актов по делам о банкротстве.

Безусловно, решающее слово, в том числе и по вопросу отправки судебной корреспонденции остается за судьей, в данном случае, любой документ (локальный акт, памятка, пособие) может носить лишь рекомендательный характер.

Однако целью проведения настоящего анализа и выработанных рекомендаций по отправке судебных актов является оптимизация нагрузки судебных отправлений по почте, и как, следствие, снижение объемов работы у сотрудников офиса судьи.

Поэтому призываем уделить особое внимание целесообразности отправки судебных актов на бумажном носителе в каждом конкретном случае, с учетом рекомендаций, выработанных Постановлением № 57.

Рекомендовать судебным составам, рассматривающим дела по банкротству, выработать единые подходы к отправке судебных актов по делам данной категории.

За указанный период случаев отмены судебных актов по причине ненадлежащего извещения участников процесса ввиду отсутствия почтового отправления на бумажном носителе судебного акта, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не зафиксировано.

 

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство