Среда, 18 октября 2017
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Практика / Обсуждаем судебную практику

Полный список материалов

Заказчики при осуществлении закупки должны так зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, а с другой - не ограничить количество участников закупки

Заказчики при осуществлении закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, а с другой - не ограничить количество участников закупки

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, признано не соответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) решение Управления Федеральной антимонопольной службы (далее – УФАС, Управление).

Общество обратилось в УФАС с жалобой на действия заказчика Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Региональное отделение, заказчик), указав на нарушение части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки, выразившееся в установлении требований к комплектации и материалам, из которых должны быть изготовлены корсеты и реклинаторы.

Решением УФАС жалоба Общества признана обоснованной, заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Региональное отделение не согласилось с решением Управления и обратилось в суд с заявленными требованиями, считая, что объект закупки по электронному аукциону определен в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, поскольку обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) осуществляется на оснований рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), разработанной учреждением медико-социальной экспертизы, при подготовке аукционной документации заказчик для описания объекта закупки изучил рынок данных товаров и проанализировал информацию о нуждаемости граждан, что позволило определить, из каких материалов и с какими комплектующими следует закупить изделия для инвалидов. Заявитель полагал, что решение Управления не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и не позволяет в будущем эффективно использовать бюджетные средства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать, в числе прочего, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться:  требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Как отмечено судом первой инстанции, данная норма допускает в случае необходимости указание в описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик объекта при условии отсутствия ограничения количества участников закупки.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона №44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Следовательно, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, функциональным и  техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара (работ, услуг) с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.  

Из материалов дела следует, что в разделе 4 «Техническое задание» аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к комплектующим и материалу закупаемых ТСР, в том числе, «хлопчатобумажная ткань», «металлические планшетки», «кожа», «эластичный материал» и так далее.

По мнению УФАС, нормативными документами в области обеспечения инвалидов ТСР не установлены требования к комплектации и способам крепления, а также к материалам, из которых должны быть изготовлены ТСР, за исключением случаев обеспечения бандажами инвалидов, имеющих индивидуальную непереносимость материала. В решении УФАС указано, что, включая в описание объекта закупки материалы, комплектующие, региональное отделение формирует заказ под одного участника, что не создает предпосылок для экономии бюджетных средств.

Суды первой и апелляционной инстанций признали несостоятельными выводы Управления.

Проанализировав специальное законодательство в сфере социальной защиты инвалидов, суды посчитали, что для удовлетворения потребностей инвалидов в ТСР конкретных видов с учетом выявленной индивидуальной непереносимости материалов невозможно проведение закупки отдельным лотом до прохождения ими приема у специалиста исполнителя, то есть в начале финансового года или непосредственно после поступления финансирования из бюджета. В противном случае создается двухступенчатая процедура закупки, при которой сначала проводится закупка без указания материалов, по результатам которой определяется количество инвалидов с индивидуальной непереносимостью материалов, а также нуждающихся в отдельных комплектующих, а затем уже закупка лотами по ТСР отдельно по каждому материалу и видам комплектующих. Реализация такого способа обеспечения инвалидов ТСР фактически невозможна, поскольку ставит в неравное положение инвалидов с индивидуальной непереносимостью материалов по отношению к другим инвалидам, а также исходя из длительности процедуры размещения заказа, периода финансирования и срока исполнения контракта.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Исходя из конкретных обстоятельств дела, целью закупки является не достижение максимального числа участников, а приобретение качественных работ, удовлетворяющих потребностям инвалидов, и создание наиболее благоприятных условий для получения гражданами технических средств реабилитации.

Суды пришли к выводу, что приобретение товаров, работ, услуг с использованием наименьшего объема средств, но несоответствующих потребностям инвалидов, не будет являться эффективным использованием бюджетных средств. При разделении в отдельные лоты корсетов из различных материалов увеличится количество процедур, что также увеличивает величину затрат бюджетных средств на обеспечение инвалидов ТСР. Кроме того, при объявлении закупки без указания материалов и комплектующих заказчиком не будет соблюден принцип эффективного использования бюджетных средств в виду возникающих сложностей при определении начальной максимальной цены контракта и дальнейшего его исполнения. Работы по изготовлению корсетов одного вида в зависимости от вида материала и комплектующих  имеют различную стоимость. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта в ответах на запросы потенциальные участники предлагают различные цены в зависимости от материалов. Судами учтено, что Региональное отделение неоднократно проводило аукционы на выполнение работ по изготовлению корсетов, реклинаторов, головодержателей с указанием материалов и комплектующих в описании изделий. При этом участие в аукционах принимали несколько участников. При обосновании начальной максимальной цены контракта получены предложения от пяти потенциальных участников, которые готовы выполнить
контракт.

С полным текстом судебных актов по делу № А13-12180/2015 можно ознакомиться на ресурсе «Картотека арбитражных дел»: http://kad.arbitr.ru/.

 

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство