Среда, 8 апреля 2020
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле



2

А13-586/2020



339/2020-19572(1)

Код для идентификации:



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000


Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


25 февраля 2020 года                      город Вологда            Дело № А13-586/2020

          Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при  ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Жарининой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной наркологический диспансер № 2»,
          при участии от Росздравнадзора - Верховец А.В. по доверенности от 14.01.2020, от учреждения - Круглова А.В. по доверенности от 01.04.2019,

у с т а н о в и л:


     Территориальный  орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области (далее - Росздравнадзор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной наркологический диспансер № 2» (далее - учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 16.01.2020 № 7/20 и приложенных к нему материалов.
     Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
     Учреждение в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании указали, что спорные услуги им не оказывались. В учреждении фактически оказывались следующие услуги: прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Наименование фактически оказываемых услуг было указано в прейскуранте и договорах с ошибками. В настоящее время прейскурант цен на медицинские услуги приведен в соответствии с действующим законодательством. Просят признать правонарушение малозначительным.
     Исследовав письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, должностными лицами Росздравнадзора на основании приказа от 29.11.2019 № 296-Пр/19 в период с 10.12.2019 по 27.12.2019 проведена плановая выездная проверка учреждения, по результатам которой составлен акт проверки от 27.12.2019 № 45, выдано предписание от 27.12.2019 № 30.
     Главным специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Росздравнадзора Малафеевой И.Б. составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2020 № 7/20.
     Согласно протоколу в ходе плановой выездной проверки с 10.12.2019 по 27.12.2019 по адресам осуществления деятельности учреждения (Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 55; Вологодская область, город Череповец, улица Ленина, дом 151 «А») установлено, что им не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о здравоохранении и лицензировании в полном объеме.
     Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 24.01.2018 № ЛО-35-01-002504,выданной Департаментом здравоохранения Вологодской области. Согласно лицензии по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 55, учреждением при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги):
     1) при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
     2) при проведении медицинских освидетельствований:
     2.1 медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
     2.2 психиатрическому освидетельствованию.
     Учреждение предоставляет платные медицинские услуги, не входящие в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и имеющихся в лицензии на осуществление медицинской деятельности от 24.01.2018 № ЛО-35-01-002504, а именно согласно прейскуранту цен на медицинские услуги от 22.11.2019 предоставляются на платной основе следующие услуги:
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование на состояние алкогольного и неалкогольного опьянения;
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование лиц, претендующих на ношение оружия;
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование лиц (водителей, кандидатов в водители), претендующих на право управления (договоры оказания платных медицинских услуг от 10.12.2019 № 913 с Пенюгаловой А.С., от 06.12.2019 № 733 с Крамзаевым С.В., от 06.12.2019 № 742 с Долихиным А.А., от 09.12.2019 № 819 с Федоровой А.А., от 10.12.2019 № 905 с Власовым В.В.);
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование для получения российского гражданства, вида на жительство и (или) трудоустройства;
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование при поступлении на работу (предварительное), периодическое (в период трудовой деятельности), связанной с источником повышенной опасности (договоры оказания платных медицинских услуг от 09.12.2019 № 796 с Дегтяревым Г.А., от 10.12.2019 № 920 с Курочкиным А.А., от 06.12.2019 № 752 с Герасимовым Д.А., от 10.12.2019 № 911 с Синицыным Н.А.
     - медицинское (наркологическое) освидетельствование при поступлении на работу (предварительное), периодическое (в период трудовой деятельности), по месту требования (договор оказания платных медицинских услуг от 09.12.2019 № 801 с Мериновым А.В.).
     Данные услуги отсутствуют в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804 н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
     Административный орган пришел к выводу о нарушении учреждением подпункта «в» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пункта 3  Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
     В связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении  учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
     На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
     Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Росздравнадзора в пределах полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, пункта 7.6 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области, утвержденного приказом Росздравнадзора от 06.06.2013 №2317-Пр/13, Перечнем должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росздравнадзора от 10.10.2005 №2220-Пр/05 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.12.2005 № 7317).
     Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
     Статьей 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
     В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона № 323-ФЗ под медицинской деятельностью понимается  профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
     В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
     Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 24.01.2018 № ЛО-35-01-002504, выданной Департаментом здравоохранения Вологодской области.
     В силу статьи 2 Закона № 99-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
     Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее - Постановление от 16.04.2012 № 291).
     
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79  Закона № 323-ФЗ, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
     Подпункт «в» пункта 5 Постановления от 16.04.2012 № 291 устанавливает, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
     Согласно части 7 статьи 84  Закона 323-ФЗ, порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006,  платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
     В ходе проверки установлено, что учреждение предоставляет платные медицинские услуги, не входящие в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и имеющихся в лицензии на осуществление медицинской деятельности от 24.01.2018 № ЛО-35-01-002504.
     Учреждение ссылается на то, что фактически спорные услуги им не оказывались, наименование услуги в прейскуранте и договорах было указано ошибочно.
     В отношении указанного довода арбитражный суд считает необходимым отметить, что наименование услуги в прейскуранте должно соответствовать  Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804 н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». Последующее устранение выявленного нарушения не свидетельствует об отсутствии вины, но может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
     При таких обстоятельствах, подтверждается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
     В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     Установленный факт правонарушения и обстоятельства его совершения  свидетельствуют о наличии вины учреждения в совершении вмененного правонарушения, поскольку им не приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий осуществления лицензируемого вида деятельности. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
     Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, административным органом не допущено.
     Учреждение ссылается на положения статьи 2.9 КоАП РФ.
     В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
     При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
     При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).
     Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
     По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
     Указанное административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения требований действующего законодательства. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
     Следовательно, оснований для признания правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае не имеется.
     Таким образом, требование административного органа о привлечении учреждения к административной ответственности подлежит удовлетворению.
     На основании статьи 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, совершение правонарушения впервые, устранение выявленного нарушения.
     Отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.
     Обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, судом не установлено, в материалы дела такие доказательства не представлены.
     С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в минимальном размере в виде предупреждения.
     Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
     

р е ш и л:

     
     привлечь бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной наркологический диспансер № 2», расположенное по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Ленина, дом 151 «А», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023501241390, ИНН 3528052926 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
     Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
     
     
Судья                                                                                                      О.П. Логинова


 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство