Воскресенье, 15 декабря 2019
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле



2

А13-18015/2019



36/2019-127884(1)

Код идентификации:


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

11 октября 2019 года               город Вологда    Дело № А13-18015/2019

     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хромцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МХС Неруд» к Департаменту имущественных отношений Вологодской области о признании недействительным распоряжения от 01.07.2019 № 1529-р «Об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для недропользования в Сокольском районе», с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Администрации сельского поселения Пригородное, Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области, Администрации Сокольского муниципального района,
при участии от заявителя - Битковой А.Г. по доверенности от 01.10.2019, от ответчика - Веселовой Е.В. по доверенности от 06.09.2019, Семичевой Е.В. по доверенности от 28.12.2018,
     

у с т а н о в и л:

     
     общество с ограниченной ответственностью «МХС Неруд» (далее - ООО «МХС Неруд», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) о признании недействительным распоряжения от 01.07.2019 № 1529-р «Об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для недропользования в Сокольском районе» (далее - распоряжение).
     В обоснование предъявленных требований представитель общества указал, что распоряжение Департамента не соответствует схеме территориального планирования Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 12.05.2009 № 750 (далее - схема планирования области) и части 3.3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
     Департамент отзыв на заявление не представил.
     Представитель Департамента в судебном заседании предъявленные требования не признал, пояснил, что согласно Генеральному плану Пригородного сельского поселения, утвержденному Советом Пригородного сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером 35:26:0105030:38 площадью 41 000 кв.м относится к землям сельскохозяйственного назначения.
     Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пригородного сельского поселения (ИНН 3527021259), Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области (далее - Комитет), Администрация Сокольского муниципального района.
     Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили. Администрация Сокольского муниципального района и Комитет просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Дело рассмотрено в порядке статей 137, 156 АПК РФ в отсутствии представителей третьих лиц.
     Комитет в отзыве на заявление указал, что участки недр местного значения относятся к видам объектов регионального значения. В соответствии со схемой планирования области целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 5:26:0105030:38, испрашиваемое обществом, соответствует целевому назначению для недропользования (местоположение полезных ископаемых).
     Администрация Сокольского муниципального района в отзыве на заявление указала, что оставляет рассмотрение вопроса о переводе земельного участка с кадастровым номером 35:26:0105030:38 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на усмотрение суда.
     Администрация Пригородного сельского поселения (ИНН 3527021259) отзыв на заявление не представила.
     Заслушав представителей общества и Департамента, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент имущественных отношений Вологодской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 35:26:0105030:38 площадью 41 000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для недропользования.
     Департамент, рассмотрев ходатайство общества, принял распоряжение об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для недропользования. Основанием для отказа послужило  несоответствие испрашиваемой категории земель и целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования Сокольского муниципального района.
     Общество не согласилось с данным распоряжением от 01.07.2019 № 1529-р и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.  
     По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
     В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
     Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока (части 1, 3 статьи 11 Закона о недрах).
     Статьей 7 Закона о недрах определено, что участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
     Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
     Участки недр местного значения относятся к видам объектов регионального значения по следующим основаниям.
     Согласно пункту 19 статьи 1 ГрК РФ объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
     В силу статьей 1.2, 4 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, в том числе, относится  распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.
     В соответствие с частью 2 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на:
     1) документы территориального планирования Российской Федерации;
     2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;
     3) документы территориального планирования муниципальных образований.
     При этом согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
     1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
     2) генеральные планы поселений;
     3) генеральные планы городских округов.
     Частью 6 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
     Таким образом, при подготовке проектов документов территориального планирования должны учитываться положения утвержденных документов территориального планирования о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон в связи с размещением данных объектов.
     Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в соответствии с частью 18 статьи 1 ГрК РФ, в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, определяются Правительством Российской Федерации.
     Виды объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 ГрК РФ, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
     Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
     Виды объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования области и на документах территориального планирования муниципальных образований области определены законом области от 01.05.2006 № 1446-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области». Данным законом участки недр к видам объектов местного значения не отнесены.
     В отзыве на заявление Комитет разъяснил, что участки недр местного значения относятся к видам объектов регионального значения.
     В силу пункта 4 статьи 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений  о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено соответствующими документами территориального планирования.
     Пунктом 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
     Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (пункт 3 статьи 9 ГрК РФ).
     Частью 3.3 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.
     В соответствии со схемой территориального планирования области на территории Вологодской области к зонам с особыми условиями использования территории относятся зоны месторождений полезных ископаемых. Земельный участок с кадастровым номером 35:26:0105030:38 расположен в границах месторождения «Окулиха» и отнесен схемой территориального планирования к зоне с особыми условиями использования территории.
     Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области в письме от 05.06.2019 № ИХ.10-1474/19 также сообщил Департаменту, что испрашиваемое обществом использование земельного участка с кадастровым номером 35:26:0105030:38 площадью 41 000 кв.м соответствует документам территориального планирования Вологодской области.
     Администрация Сокольского района в письме от 29.05.2019 № 2591 разъяснила, что этот земельный участок согласно Генеральному плану поселения расположен в производственной зоне (земли промышленности), а согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Пригородное участок расположен в зоне добычи полезных ископаемых.
     Таким образом, схемой территориального планирования области, Генеральным планом поселения и Правилам землепользования и застройки сельского поселения Пригородное, рассматриваемый земельный участок отнесен к землям промышленности (зоне добычи полезных ископаемых).
     Следовательно, схема территориального планирования Сокольского муниципального района Вологодской области применению не подлежит в части противоречащей схеме территориального планирования области.
     Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 по делу № 13АП-1065/2018.
     При таких обстоятельствах, требования общества о признании недействительным распоряжения Департамента  подлежат удовлетворению.
     В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина  в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 31.07.2019 № 95, подлежит взысканию с Департамента в пользу ООО «МХС Неруд».
     Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,  201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     
     признать недействительным распоряжение Департамента имущественных отношений Вологодской области 01.07.2019 № 1529-р «Об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для недропользования в Сокольском районе» как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
     Департаменту имущественных отношений Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «МХС Неруд».
     Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122) в пользу общества с ограниченной ответственностью «МХС Неруд» (место нахождения: Вологодская область, город Вологда, улица Пречистенская набережная, дом 74, помещение 47, ОГРН 1103528000630, ИНН 3528162968) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
     В части признания недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                    А.В. Парфенюк  



 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство