Воскресенье, 15 декабря 2019
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле



16

А13-15800/2019



347/2019-127845(1)

Код для идентификации:


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


11 октября 2019 года                   город Вологда            Дело № А13-15800/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2019 года


     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Окор» об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, решения Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 30.07.2019 по делу №78-24-13-23/2019, при участии в качестве соответчика Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Частного профессионального образовательного учреждения Вологодский кооперативный колледж, потребительского кооператива «Содружество»,
при участии от заявителя - Маслова А.А. по доверенности от 15.04.2019, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - Юдиной М.И. по доверенности от 08.10.2018, от Частного профессионального образовательного учреждения Вологодский кооперативный колледж - Заварина Н.А. по доверенности от 09.01.2019,
     
     
     

у с т а н о в и л:

     
     общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Окор» (далее - общество, ООО «ГК «Окор») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление) от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, решения Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 30.07.2019 по делу №78-24-13-23/2019.
     В обоснование требований общество в заявлении сослалось на отсутствие оснований для привлечения ООО «ГК «Окор» к административной ответственности, считает, что дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Заявитель сослался на наличие у него прав на здание и сооружения (проезд и коммуникации), находящиеся по адресу: г. Вологда, ул. Горького, д. 91, и отметил, что «исключительное право на приобретение участков имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках». Сослалось на положения статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 35, статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и указал, что проезд площадью 1408 кв.м, инвентарный номер 276/14 поставлен на кадастровый учет за № 35:24:0305008:661, статус актуальный, ранее учтенный.
     Заявитель считает, что при осуществлении государственного контроля не обеспечено соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (общество не ознакомлено с актом, его представители не вызывались для участия в обследовании земельного участка, акт составлен в отсутствие представителей заявителя, руководитель общества не ознакомлен с решением о проведении проверки.
     Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно представил заявление о признании правонарушения малозначительным и применении статьи 2.9 КоАП РФ.
     Управление в отзыве на заявление (с учетом дополнений от 27.09.2019) и его представитель в судебном заседании считают оспариваемые постановление, представление и решение Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 30.07.2019 по делу №78-24-13-23/2019 законными и обоснованными.
     Управление отметило, что повторность привлечения к административной ответственности отсутствует, поскольку событие имело место в 2019 году, ранее общество не привлекалось к административной по статье 7.1 КоАП РФ. Наличие состава правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2018 по делу № А13-14037/2017. Кроме того руководитель общества также пояснил, что забор располагается на площадке, принадлежащей обществу, которая была построена ООО «Окор» в 1995 году во время строительства здания, до возникновения прав на земельный участок, занятый этим зданием и существует более 15 лет. Управление также указало, что документы, подтверждающие возникновение прав общества на часть земельного участка площадью 0,03 кв.м с кадастровым номером 35:24:0305008:33 обществом не представлены, что свидетельствует об отсутствии у общества прав на данную часть земельного участка.
     Управление указало, что административное обследование земельного участка проводилось без извещения общества в силу требований действующего законодательства.
     Определением от 25.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Главный государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Тулин Дмитрий Евгеньевич.
     Главный государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель в отзыве на заявление считает оспариваемые акты, принятые в результате рассмотрения дела об административном правонарушении, законными и обоснованными, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
     Определением от 25.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Частное профессиональное образовательное учреждение Вологодский кооперативный колледж (далее - Колледж), потребительский кооператив «Содружество» (далее - ПК «Содружество»).
     Третье лицо - Колледж в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании считают требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Колледж указал, что ранее за использование земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 путем установки автоматических ворот, но при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и самовольное занятие земельного участка, Общество к ответственности не привлекалось, но факт незаконного использования земельного участка установлен решением суда. Колледж полагает законным привлечение ООО «ГК Окор» к административной ответственности за незаконное использование части земельного участка  с кадастровым номером 35:24:0305008:33.
     Третье лицо - ПК «Содружество» отзыв на заявление не представило.
     Соответчик и третье лицо - ПК «Содружество» надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. Главный государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель в судебное заседание не явился, в отзыве от 09.10.2019 просил рассмотреть дело в его отсутствие. ПК «Содружество» своего представителя в судебное заседание не направил.
     Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ в отсутствие Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель и представителя третьего лица - ПК «Содружество».
     Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, 23.05.2019 на основании обращения ЧПОУ «Вологодский кооперативный колледж» от 24.04.2019 Управлением проведено внеплановое административное обследование объектов земельных отношений: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 площадью 4963 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Горького, дом 93, и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:1, площадью 997 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Горького, дом 91.
     По результатам административного обследования составлен акт от 23.05.2019, которым установлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в занятии и использовании ООО «ГК «Окор» части земельного участка  с кадастровым номером 35:24:0305008:33.
     По данному факту государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель составлен в отношении ООО «ГК «Окор» протокол об административном правонарушении от 21.06.2019.
     Согласно названному протоколу 23.05.2019 установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305008:33 относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания здания учебного корпуса, границы установлены в соответствии с требования земельного законодательства, уточненная площадь земельного участка составляет 4963 кв.м, участок находится в аренде у Частного профессионального образовательного учреждения Вологодский кооперативный колледж, Потребительского общества «Содружество». На земельном участке с кадастровым номером 35:24:0305008:33 расположены здания учебных корпусов с кадастровыми номерами 35:24:0305008:58, 35:24:0305008:656, участок частично по периметру здания огражден забором.
     В ходе визуального осмотра и обмера установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0305008:33 с северо-восточной стороны установлен забор с воротами, ограждающий въезд на территорию площадки, площадь занятая данным забором составляет 0,03 кв.м, данный забор используется ООО «ГК «Окор». Факт использования данного ограждения (элементов забора) со стороны ООО «ГК «Окор» установлен ранее решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2018 по делу № А13-14037/2017, вступившим в законную силу.
     В ходе административного обследования установлено, что ворота расположены на том же земельном участке (не передвигались), и продолжают использоваться ООО «ГК «Окор».
     Таким образом, на 23.05.2019 в 10 час. 00 мин. выявлено нарушение ООО «ГК «Окор» земельного законодательства, выразившееся в занятии и использовании части земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 площадью 0,03 кв.м, находящегося в государственной собственности, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. По мнению административного органа, ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
     Заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
     На основании указанного выше постановления заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, которым на ООО «ГК «Окор» возложены обязанности:
     - принять конкретные меры по устранению причин административного правонарушения на части земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33, расположенном по адресу: город Вологда, улица Горького, вблизи дома № 93, и условий, способствовавших его совершению;
     - в соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ о принятых мерах уведомить должностное лицо, вынесшее представление, в течение месяца со дня получения представления.
     Главный государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель, рассмотрев жалобу ООО «ГК «Окор» на постановление Управления от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, вынес решение от 30.07.2019 по делу № 78-24-13-23/2019. Указанным решением постановление о назначении административного наказания от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Суетовой М.С., оставлено без изменения, а жалоба ООО «ГК «Окор» - без удовлетворения.
     Общество не согласилось с вышеуказанными постановлением, представлением и решением и оспорило их в судебном порядке.
     Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
     В соответствии с частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
     В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
     Согласно пункту 2 части 2 статьи 23.21 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 КоАП РФ, от имени органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, вправе главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители.
     Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, осуществляющих государственный земельный контроль, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, приведен в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178, действовавшем на момент составления протокола об административном правонарушении от 19.07.2017. В этом Перечне в числе должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 КоАП РФ, названы, в частности, начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, другие должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие государственный земельный контроль, в пределах своей компетенции.
     Следовательно, протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами Управления в пределах компетенции административного органа.
     Согласно статье 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
     Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
     Пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
     В соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
     В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
     Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
     Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
     Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
     Согласно примечанию к данной норме в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
     В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
     Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 7.1 КоАП РФ с 20.03.2015 изложена в новой редакции, согласно которой правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
     Таким образом, с 20.03.2015 само по себе отсутствие у лица, использующего земельный участок, правоустанавливающих документов на землю не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
     Для привлечения к административной ответственности по указанной статье уполномоченный орган должен доказать отсутствие у такого лица предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
     Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
     Управлением установлено, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305008:33 относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания здания учебного корпуса, границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, уточненная площадь земельного участка составляет 4963 кв.м, участок находится в аренде у Колледжа. На данном земельном участке с северо-восточной стороны установлен забор с воротами, ограждающий въезд на территорию площадки, площадь занятая данным забором составляет 0,03 кв.м, данный забор используется ООО «ГК «Окор».
     Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и Главным государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель при пересмотре оспариваемого постановления установлен факт самовольного использования обществом, не имеющим прав на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305008:33, части этого земельного участка. Размер части земельного участка - 0,03 кв.м, неправомерно используемой обществом, соответствует площади ворот, расположенных на территории указанного земельного участка.
     Событие правонарушения зафиксировано в акте административного обследования объекта земельных отношений от 23.05.2019, в протоколе об административном правонарушении от 21.06.2019 и подтверждается материалами дела.
     Кроме того, решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2018 по делу № А13-14037/2017, вступившим в законную силу, установлено, что вина общества заключается в том, что у него имелась возможность не допускать использование со своей стороны части земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 площадью 0,03 кв.м в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных правовых норм земельного законодательства Российской Федерации.
     Поскольку в настоящем деле участвуют те же стороны, суд считает установленным и не подлежащим доказыванию обстоятельства, установленные указанным судебным актом.
     С 2017 года вышеуказанные обстоятельства не изменились. Элементы ворот и ограждения, принадлежащие ООО «ГК «Окор» площадью 0,03 кв.м. расположены на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0305008:33, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
     Доводы заявителя о том, что оно дважды привлечено к административной ответственности, не могут быть признаны состоятельными, поскольку совершенное обществом правонарушение является длящимся. По результатам выявленного в 2017 году события правонарушения Управлением Росреестра принято постановление от 31.05.2017, а поэтому данное правонарушение считается пресеченным в 2017 году. По настоящему делу событие правонарушения имело место в мае 2019 года, вследствие чего данное правонарушение является новым по отношению к событию 2017 года.    
     Ссылка заявителя на то, что ворота эксплуатирует частное охранное предприятие, не может быть принята во внимание, поскольку сами ворота и забор обществом не отчуждены, иному лицу не переданы и не демонтированы, вследствие чего демонтаж указанных конструкций вне судебного порядка может осуществить только их законный владелец, то есть ООО «ГК «Окор».  
     Таким образом, суд считает доказанным наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
     В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
     Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума № 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что Управление и Главный государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель обоснованно пришли к выводу о наличии вины общества в совершении вмененного правонарушения. Вина общества заключается в том, что у него имелась возможность не допускать использование со своей стороны части земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 площадью 0,03 кв.м в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных правовых норм земельного законодательства Российской Федерации.
     Допущенное обществом правонарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, заявитель должен был соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения норм действующего земельного законодательства.
     Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае доказано наличие вины общества в совершении вмененного правонарушения.
     Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
     Существенных нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, судом не установлено.
     Доводы заявителя о нарушении Управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку проверка в отношении общества не проводилась.
     Согласно пункту 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЗК РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
     В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, государственного земельного надзора.
     Пунктом 4 того же Положения предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
     В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (пункт 2). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок (подпункта «а» пункта 3). Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются: руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель; специалисты структурного подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель; специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель; заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель (подпункты а, в, е, з пункта 21).
     Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
     Статьей 71.2 ЗК РФ предусмотрено, что под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (пункт 2).
     В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (пункт 3).
     Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 утверждены Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений (далее - Правила).
     Согласно пункту 2 Правил проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
     В соответствии с пунктом 8 Правил в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
     Таким образом, уведомление лица о дате проведения административного обследования действующим законодательством не предусмотрена. Более того, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305008:33, на котором выявлено нарушение, не принадлежит ООО «ГК «Окор», а поэтому у административного органа отсутствовали какие-либо основания для уведомления заявителя о проводимом обследовании.
     Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
     В пункте 18 Постановления Пленума № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
     Согласно пункту 21 Постановления Пленума № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
     По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
     Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
     Заявителем не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения.
     Незначительный размер незаконно занимаемой площади земельного участка не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, при том, что общество на протяжении нескольких лет не переносит забор и ворота на свой земельный участок.
     Ссылка заявителя на то, что им предпринимались меры по оформлению прав на земельный участок, также несостоятельна, поскольку не свидетельствует об отсутствии вины в незаконном использовании земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33.
     По настоящему делу заявителем также оспаривается представление Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 (далее - представление от 10.07.2019).
     Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума № 10).
     Оспариваемое представление Управления от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, зафиксированных в постановлении Управления от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.
     Учитывая наличие в действиях заявителя события и состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания незаконным и отмены представления Управления от 31.07.2017.
     Учитывая вышеизложенное, оспариваемые постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, решение Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 30.07.2019 по делу №78-24-13-23/2019, являются законными и обоснованными. Основания для удовлетворения заявленных требований судом не установлено.
     Общество в заявлении также просит вынести частное определение о нарушениях закона.
     Согласно части 1 статьи 188.1 АПК РФ при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
     В данном случае судом не установлено наличие предусмотренных вышеприведенной нормой обстоятельств, указывающих на наличие оснований для устранения нарушения законодательства Российской Федерации путем вынесения частного определения. В связи с чем, ходатайство заявителя о вынесении частного определения не подлежит удовлетворению.
     Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
     

р е ш и л:

     в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Окор» (место нахождения: город Вологда; ОГРН 1113535005780) о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.07.2019 № 78-24-13-23/2019, решения Главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 30.07.2019 по делу №78-24-13-23/2019, отказать.
     Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                        С.А. Киров


 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство