Четверг, 19 октября 2017
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле



2

А13-4904/2017



415/2017-116283(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е


«12» октября 2017 года               город Вологда                  Дело № А13-4904/2017
 
     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завалиной А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании неустойки в размере 8929 руб. 51 коп.,
при участии от истца Пинаевой Д.И. по постоянной доверенности от 03.07.2017 № 36/ТО/11-39,


  у с т а н о в и л:


     Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному унитарному предприятию «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее - предприятие) о взыскании неустойки в размере 7420 руб. 97 коп.
     Представители ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика.
     Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ответчика неустойку в сумме 8929 руб. 51 коп.
     Уточнение требований истца в порядке статьи 49 АПК РФ принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
     Ранее заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний истец не поддержал, в связи с чем дело рассмотрено при имеющемся составе лиц, участвующих в деле.
     В судебном заседании, состоявшемся 05.10.2017, объявлен перерыв до 12.10.2017.
     В обоснование предъявленных требований истец сослался на ненадлежащее исполнение ответчиком условий государственного контракта от 13.10.2016 № 233 в части срока поставки товара.
     Ответчик в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, сославшись на необходимость списания начисленной неустойки.
     Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд считает исковые требования Управления не подлежащими удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, между Управлением (заказчик) и предприятием (поставщик) заключен государственный контракт от 13.10.2016 № 233, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязался поставить заказчику консервы мясные «мясо кур в собственном соку» ГОСТ 28589-2014, произведенные предприятием уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (товар) в ассортименте, по качеству, цене и сроки, по адресу, предусмотренному Ведомостью поставки (приложение № 1) и иными условиями контракта, а государственный заказчик обязался обеспечить приемку товара и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.
     Цена контракта указана в пункте 3.1 государственного контракта и в ведомости к нему и составляет 848 770 руб. 65 коп.
     Срок поставки согласован сторонами в ведомости поставки, товар должен быть поставлен предприятием в период с 01.11.2016 по 18.11.2016. Адрес доставки: склад поставщика товара, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 73-А.
     Ссылаясь на  несвоевременное исполнение ответчиком условий государственного контракта, истец направил в адрес ответчика претензию от 24.01.2017 № 36/ТО/11-819 (л.д. 36-37) с требованием уплатить неустойку в сумме 12 673 руб. 63 коп. Претензия получена ответчиком, оставлена им без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления с исковыми требованиями в арбитражный суд. Пунктом 12.1 контракта предусмотрена подсудность рассматриваемого спора Арбитражному суду Вологодской области.
     В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
     Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
     Согласно статье 506 ГК РФ поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     В обоснование исковых требований Управлением в материалы дела представлены товарные накладные от 01.11.2016 № 2348, от 18.11.2016 № 2471, от 29.11.2016 № 2536, из которых следует, что предусмотренный контрактом товар по товарным накладным от 18.11.2016 № 2471, от 29.11.2016 № 2536 поставлен ответчиком 21.11.2016 и 30.11.2016 соответственно, то есть с нарушением установленного срока поставки на 3 дня и 12 дней.
     Согласно статье 521 ГК РФ установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
     Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
     Пунктом 9.5 государственного контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе нарушения срока поставки товара, поставщик уплачивает заказчику пени. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
     За нарушение установленного контрактом срока поставки товара истцом начислена ответчику неустойка за период просрочки с 18.11.2016 по 29.11.2016 в сумме 8929 руб. 51 коп.
     Расчет неустойки судом проверен и соответствует условиям контракта, ответчиком уточненный расчет неустойки не оспорен.
     Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
     Действовавшей в спорный период частью 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
     В 2016 году порядок списания начисленных сумм неустоек устанавливался Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - постановление № 190).
     Пунктом 1 Постановления № 190 на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
     В силу пункта 2 Постановления № 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 Постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году и (или) 2016 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
     Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующем порядке: а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней); б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
     При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
     Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
     По смыслу Постановления № 190 списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
     Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652.
     Пунктом 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 № 44н «О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Приказ № 44н) установлено, что списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Пунктом 5 данного Приказа также установлено, что в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
     Указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
     Однако наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов.
     При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
     На основании вышеизложенного, поскольку размер начисленной Управлением неустойки не превышает 5 процентов от цены контракта, при этом представленными в материалы дела товарными накладными от 01.11.2016 № 2348, от 18.11.2016 № 2471, от 29.11.2016 № 2536 подтверждено, что государственный контракт 13.10.2016 № 233 на сумму 848 770 руб. 65 коп. исполнен в полном объеме в 2016 году, сведения о внесении изменений в него не представлены суду, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к рассматриваемому спору положений Постановления № 190 и списания неустойки.
     Как следствие, в удовлетворении исковых требований Управления следует отказать в полном объеме.
     Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит взысканию в федеральный бюджет.
     Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области


р е ш и л:

     
     в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 02.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023500870975, адрес (место нахождения): Вологодская обл., г. Вологда, ул. Левичева, д. 1) к Федеральному государственному унитарному предприятию «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний (зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц 28.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023500885231, адрес (место нахождения): Вологодская обл., г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 73-А) о взыскании неустойки в размере 8929 руб. 51 коп.  отказать.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

     
     Судья                                                                                                    Н.В. Савенкова






 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство