Вторник, 25 сентября 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



6

А13-10243/2014



56/2014-92619(1)







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ


30 сентября 2014 года               город Вологда                  Дело № А13-10243/2014
     
     Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2014 года.
     Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поповой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лубочкиной О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению предпринимателя Соловьева Дмитрия Константиновичу (ОГРНИП 352501012184) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,  Калашникова Алексея Геннадьевича,
при участии от истца Новиковой А.А. по доверенности от 21.07.2014, от ответчика Крюковой Е.А. по доверенности от 28.01.2013,


у с т а н о в и л:

     предприниматель Соловьев Дмитрий Константинович (далее - истец) 24.07.2014 обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата») со следующими требованиями:
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0501004:54 равной его рыночной стоимости в размере 14 242 262 руб. 04 коп.,   
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:22:0113014:15 равной его рыночной стоимости в размере 1 012 093 руб. 20 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:47 равной его рыночной стоимости в размере 526 660 руб. 59 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:531 равной его рыночной стоимости в размере 342 723 руб. 14 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:648 равной его рыночной стоимости в размере 432 096 руб. 48 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:543 равной его рыночной стоимости в размере 236 007 руб. 55 коп.    
     В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей уплаты земельного налога, увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное его увеличение, что существенно затрагивает экономические интересы истца, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
      В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
     ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» отзыва на иск не представило, в судебном заседании представитель возражал против удовлетворения исковых требований.
Определением суда от 31.07.2014 и протокольным определением суда от 23.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,  Калашников Алексей Геннадьевич.
     Третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.   
     Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в отзыве нас иск требования оставило на усмотрение суда.  
     Калашников Алексей Геннадьевич в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
     После завершения предварительного судебного заседания дело рассмотрено по существу в соответствии с пунктом 4 статьи 137, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц. В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.09.2014.
     Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, истец является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером 35:21:0501004:54 (доли в праве 187/100, 138/1000) и собственником земельных участков с кадастровыми номерами 35:22:0113014:15,  35:24:0103002:47, 35:24:0103002:531, 35:24:0103002:648, 35:24:0103002:543.
      Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, вступившим в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером  35:21:0501004:54 составляет 16 594 155 руб. 60 коп., с кадастровым номером 35:22:0113014:15 составляет 12 438 872 руб. 28 коп.,  с кадастровым номером 35:24:0103002:47 составляет 2 189 306 руб. 28 коп., с кадастровым номером  35:24:0103002:531 составляет 1 382 683 руб. 96 коп., с кадастровым номером 35:24:0103002:648 составляет 1 757 430 руб. 08 коп., с кадастровым номером 35:24:0103002:543 составляет 917 481 руб. 88 коп.
     Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
     Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
     В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
     Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
     В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
     Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
     Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
     По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
     В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
     Согласно отчету № 13/88 по состоянию на 02 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0501004:54 составляет 14 242 262 руб. 04 коп.,   с кадастровым номером 35:22:0113014:15 составляет 1 012 093 руб. 20 коп.,    с кадастровым номером 35:24:0103002:47 составляет 526 660 руб. 59 коп.,   с кадастровым номером 35:24:0103002:531 составляет 342 723 руб. 14 коп.,    с кадастровым номером 35:24:0103002:648 составляет 432 096 руб. 48 коп.,    с кадастровым номером 35:24:0103002:543 составляет 236 007 руб. 55 коп.
      Данный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, что подтверждается экспертным заключением от 15.07.2014 № 1324/07/14.
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению, суд устанавливает кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
     Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в законную силу со дня официального опубликования 22.07.2014, глава III.1 «Государственная кадастровая оценка» указанного закона изложена в новой редакции.
     В соответствии с положениями абзацев 3, 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в новой редакции) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
     Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
     Арбитражный суд не может согласиться с доводом ответчика о необходимости прекращения производства по делу, поскольку дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости относятся к подсудности Вологодского областного суда.
     В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому к подведомственности суда общей юрисдикции (подсудность областного суда) относятся гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
     Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 06 августа 2014 года. Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Вологодской области определением от 31 июля 2014 года, то есть с соблюдением действовавших правил подведомственности.
     Доводы ответчика, что истцом не представлены доказательства соблюдения досудебного порядка рассмотрения заявления судом не принимаются как не основанные на нормах права, поскольку в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
     Истцом при подаче иска по платежному поручению от 18.07.2014 №6876 уплачена государственная пошлина в размере 24 000 руб.
     В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением иска судебные расходы истца по оплате государственной госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
     Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0501004:54 равной его рыночной стоимости в размере 14 242 262 руб. 04 коп.,   
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:22:0113014:15 равной его рыночной стоимости в размере 1 012 093 руб. 20 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:47 равной его рыночной стоимости в размере 526 660 руб. 59 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:531 равной его рыночной стоимости в размере 342 723 руб. 14 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:648 равной его рыночной стоимости в размере 432 096 руб. 48 коп.,    
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:543 равной его рыночной стоимости в размере 236 007 руб. 55 коп.    
     Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу предпринимателя Соловьева Дмитрия Константиновича расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 000 руб.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.


Судья                                                                                                          С.В. Попова  

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство