Среда, 17 января 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



5

А13-9563/2014



56/2014-85201(1)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ


10 сентября 2014 года               город Вологда                  Дело № А13-9563/2014

     
     Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2014 года.
 Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2014 года.

     
     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поповой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» (ОГРН 1083525010722) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,  Администрации города Вологды,
при участии от истца Новиковой А.А. по доверенности от 16.07.2014, от ответчика Крюковой Е.А. по доверенности от 28.01.2013, от Администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. по доверенности от 05.06.2012,


у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Магистраль»  (далее - истец) 10.07.2014 обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303002:485 равной его рыночной стоимости в размере 4 233 829 руб. 23 коп.   
     В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей уплаты  арендной платы, увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное ее увеличение, что существенно затрагивает экономические интересы истца, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
      В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
     Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились,  в отзыве нас иск требования оставило на усмотрение суда.  
     ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» исковые требования оставило на усмотрение суда.
     Администрация города Вологды в отзыве на иск возражала против удовлетворения требований.
     После завершения предварительного судебного заседания дело рассмотрено по существу в соответствии с пунктом 4 статьи 137, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
     Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303002:485. Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, вступившим в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером  35:24:0303002:485 составляет 9 218 653 руб. 20 коп.
     Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
     Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
     В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
     Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
     В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
     Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
     Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
     По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
     В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
     Согласно отчету № 13/76 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303002:485 по состоянию на 02 июня 2012 года составила 4 233 829 руб. 23 коп.  Данный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, что подтверждается экспертным заключением №1048/06/14 от 11.06.2014.  
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению, суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
     Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в законную силу со дня официального опубликования 22.07.2014, глава III.1 «Государственная кадастровая оценка» указанного закона изложена в новой редакции.
     В соответствии с положениями абзацев 3, 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в новой редакции) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
     Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
     Довод Администрации о том, что истец не является лицом, уполномоченным заказывать оценку, поскольку не является собственником земельного участка, судом отклоняется, поскольку действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости этого участка.
     Довод о несоблюдении досудебного порядка рассмотрения заявления не имеет правового значения для дела, поскольку исковое заявление подано в суд 10.07.2014, то есть до момента вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусмотревшие возможность оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае не рассмотрения комиссией такого заявления в установленный срок.
     Арбитражный суд не может также согласиться с доводом Администрации о необходимости прекращения производства по делу, поскольку дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости относятся к подсудности Вологодского областного суда.
     В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому к подведомственности суда общей юрисдикции (подсудность областного суда) относятся гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
     Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 06 августа 2014 года. Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Вологодской области определением от 17 июля 2014 года, то есть с соблюдением действовавших правил подведомственности.
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
     С учетом того, что вины ответчика в возникновении рассматриваемого спора не имеется, а истец согласился нести все судебные расходы самостоятельно, расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
     Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     
     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303002:485 равной его рыночной стоимости в размере 4 233 829 руб. 23 коп.   
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.


Судья                                                                                                          С.В. Попова  

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство