Среда, 20 июня 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



9

А13-8752/2014



306/2014-72510(2)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

05 августа 2014 года                     город Вологда                 Дело № А13-8752/2014
     

     Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2014 года.
     Полный текст решения изготовлен 05 августа 2014 года.


     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Корепина С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головиной Е.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску индивидуального предпринимателя Старцева Олега Викторовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Вологодского филиала об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:11:0401001:118, 35:11:0405004:109, 35:11:0403009:335, равной их рыночной стоимости, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Администрации Усть-Кубинского муниципального района,
     при участии от истца - Новиковой А.А. по доверенности от 05.06.2014, от ответчика - Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013,  


у с т а н о в и л:

     индивидуальный предприниматель Старцев Олег Викторович (Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, с. Устье, ОГРН 314353707900020, далее - истец) обратился с иском в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, далее - ответчик) в лице Вологодского филиала об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
     с кадастровым номером 35:11:0401001:118, общей площадью 1392 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания гаража, местополождение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с.Устье, ул. Октябрьская, д. 67, в размере его рыночной стоимости, равной 106 836 руб.;
     с кадастровым номером 35:11:0405004:109, общей площадью 2500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности в целях, не связанных со строительством, местоположение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Устье, ул. Октябрьская, в размере его рыночной стоимости равной 187 850 руб.;
     с кадастровым номером 35:11:0403009:335, общей площадью 916 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений, местоположение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с.Устье, ул.Набережная, в размере его рыночной стоимости, равной 70 303 руб.
     В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость. В качестве правового обоснования указывает статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
     Определением суда от 04.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Администрация Усть-Кубинского муниципального района.
     В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, заявил согласие о возложении судебных расходов по делу на истца.
     Представитель ответчика указал, что в случае установления судом кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости решение суда будет являться основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, разрешение заявленного спора оставил на усмотрение суда.
     Управление в письменном отзыве представило информацию о зарегистрированных правах на земельный участок, возражений на иск не представило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
     Администрация Усть-Кубинского муниципального района, надлежащим образом уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, представителя в судебное заседание не направила, мотивированный отзыв на заявленные требования не представила.
     Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) при имеющейся явке.
     В связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.  
     Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
     Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельных участков  с кадастровыми номерами 35:11:0401001:118, 35:11:0405004:109,  что подтверждается договорами аренды от 14.05.2010 № 70 и от 03.08.2011 № 158.
     Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:11:0403009:335, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2012.
     Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года №206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
     Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
     В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанных земельных участков определена следующим образом:
     1) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0401001:118 в размере 3 156 067 руб. 68 коп.,
     2) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0405004:109 в размере 3 070 150 руб.,
     3) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0403009:335 в размере 1 124 902 руб. 96 коп.
     Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек независимого оценщика для определения рыночной стоимости земельных участков.
     В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 09.04.2014 № 13/69, выполненным индивидуальным предпринимателем Рогулиной Л.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков», рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 02.06.2012 (дата кадастровой оценки) следующим образом:
     1) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0401001:118 в размере 106 836 руб.,
     2) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0405004:109 в размере 187 850 руб.,
     3) земельного участка с кадастровым номером 35:11:0403009:335 в размере 70 303 руб.
     Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
     Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
     В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
     Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 ФСО №4).
     Порядок государственной кадастровой оценки земель установлен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
     В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
     принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
     формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
     отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
     определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
     экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
     утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
     опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
     внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
     Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 (далее - Правила).
     Согласно данным Правилам (пункты 3-5) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
     В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
     В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
     В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
     Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, по результатам рассмотрения этого заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
     об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
     о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
     В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято такое решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
     В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
     Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
     Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
     В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
     В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
     Таким образом, действующее законодательство предусматривает порядок установления кадастровой стоимости земельных участков и специальную процедуру рассмотрения в административном порядке споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, вынесенные по результатам рассмотрения которых решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
     Одновременно действующее законодательство устанавливает исключение из общего порядка установления кадастровой стоимости земель, определяя, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
     Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
     В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности, пунктом 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года №255, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
     одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
     стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
     объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
     цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
     платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
     Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка не требуется проведение государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка.
     Вместе с тем, устанавливая данное правило законодатель, не предусмотрел процедуру внесения органом кадастрового учета сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости только на основании заявления правообладателя участка и отчета об определении рыночной стоимости земельного участка. В связи с чем, права владельца земельного участка на установление экономически обоснованного размера платы за землю путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в настоящее время могут быть защищены в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности путем оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданной комиссии либо в суде.
     Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01 марта 2011 года №274-О-О, №275-О-О, №276-О-О, №27-О-О, №278-О-О, №279-О-О, №280-О-О, №281-О-О, закрепление в положении статьи 66 ЗК РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в Российской Федерации.
     Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.
     Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
     Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
     В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
     Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28 июня 2011 года №913/11, права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
     Рыночная стоимость земельных участков подтверждена представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков 09.04.2014 № 13/69.
     Положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» №532/04/14 от 22.04.2014 подтверждено соответствие отчета № 13/69 требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
     Оценив отчет оценщика в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, суд приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности.
     При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке.
     Согласно пункту 4 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся судом на истца в соответствии с его заявлением о распределении расходов.
     Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
     

р е ш и л :

     установить с момента вступления решения суда в законную силу кадастровую стоимость:
     земельного участка с кадастровым номером 35:11:0401001:118, общей площадью 1392 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания гаража, местополождение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с.Устье, ул. Октябрьская, д. 67, в размере его рыночной стоимости, равной 106 836 руб.;
     земельного участка с кадастровым номером 35:11:0405004:109, общей площадью 2500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности в целях, не связанных со строительством, местоположение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Устье, ул. Октябрьская, в размере его рыночной стоимости равной 187 850 руб.;
     земельного участка с кадастровым номером 35:11:0403009:335, общей площадью 916 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений, местоположение: Вологодская область, Усть-Кубинский район, с.Устье, ул.Набережная, в размере его рыночной стоимости, равной 70 303 руб.
     Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
     
Судья         С.В. Корепин


 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство