Вторник, 25 сентября 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



2

А13-6014/2014



49/2014-62163(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

07 июля 2014 года                      город Вологда            Дело № А13-6014/2014
     

     Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2014 года.
     Полный текст решения изготовлен 07 июля 2014 года.


     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Корепина С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Головиной Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Хабеева Сергея Алексеевича (г. Вологда, ОГРН 304352513800281) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (г. Москва, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Вологодской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,
     при участии: от истца Солнопековой В.В. по доверенности от 01.01.2014,


у с т а н о в и л:

     Индивидуальный предприниматель Хабеев Сергей Алексеевич (далее - истец) обратился с иском в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303005:0067, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Саммера, д. 66 «а», равной его рыночной стоимости в размере 2 462 762 руб. 40 коп.  
     В обоснование заявленных требований истец сослался на нарушение результатами кадастровой оценки его прав и законных интересов, поскольку утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, применяемая для целей налогообложения, значительно превышает его рыночную стоимость.
     В качестве правового обоснования иска истец указал норму статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
     Определением суда от 14.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
     В судебном заседании представитель истца заявленное требование поддержал.
     Ответчик, третье лицо, представителей в суд не направили, возражений на иск не представили.
     Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ при имеющейся явке.
     Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, заслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
     Как следует из материалов дела, истец является собственником  земельного участка, площадью 15 595 кв. м., с кадастровым номером: 35:24:0303005:0067, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада извести, цеха ЖБИ и обменного пункта, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Саммера, д. 66а.
     Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
     Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
     Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила 15 866 820 руб. 85 коп.
     Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек независимого оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.
     В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка №14/59 от 28.03.2014, выполненным индивидуальным предпринимателем Рогулиной Любовью Александровной, являющейся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков», рыночная стоимость земельного участка на дату кадастровой оценки (02.06.2012) составила 2 462 762 руб. 40 коп.   
     Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
     Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
     В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
     Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 ФСО №4).
     Порядок государственной кадастровой оценки земель установлен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).
     Согласно данным Правилам (пункты 3-5) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
     В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
     В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
     В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
     Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
     Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
     В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
     В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
     Таким образом, действующее законодательство предусматривает порядок установления кадастровой стоимости земельных участков и специальную процедуру рассмотрения в административном порядке споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, вынесенные по результатам рассмотрения которых решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
     Одновременно действующее законодательство устанавливает исключение из общего порядка установления кадастровой стоимости земель, определяя, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
     Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
     В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности, пунктом 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 255, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
     одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
     стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
     объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
     цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
     платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
     Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка не требуется проведение государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка.
     Вместе с тем, устанавливая данное правило законодатель, не предусмотрел процедуру внесения органом кадастрового учета сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости только на основании заявления правообладателя участка и отчета об определении рыночной стоимости земельного участка. В связи с чем, права владельца земельного участка на установление экономически обоснованного размера платы за землю путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в настоящее время могут быть защищены в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности путем оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданной комиссии либо в суде.
     Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01 марта 2011 года №274-О-О, №275-О-О, №276-О-О, №27-О-О, №278-О-О, №279-О-О, №280-О-О, №281-О-О, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
     Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28 июня 2011 года № 913/11, права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
     Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 02.06.2012 подтверждена отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка №14/59 от 28.03.2014, выполненным оценщиком Рогулиной любовью Александровной, являющейся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков».
     Положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков №439/04/14 от 16.04.2014 подтверждено соответствие отчета об оценке №14/59 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
     Оценив отчет оценщика в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, суд приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности.
     При таких обстоятельствах заявленный иск подлежит удовлетворению.
     Согласно пункту 4 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся судом на истца в соответствии с его заявлением о распределении расходов.
     Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области


р е ш и л:

     установить с момента вступления решения суда в законную силу кадастровую стоимость земельного участка площадью 15 595 кв. м. с кадастровым номером: 35:24:0303005:0067, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада извести, цеха ЖБИ и обменного пункта, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Саммера, д. 66а, в размере его рыночной стоимости, равной 2 462 762 руб. 40 коп.
     Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
     
     
Судья         С.В. Корепин
     

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство