Вторник, 19 июня 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



2

А13-4178/2014



44/2014-46881(1)


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ  ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1а, г. Вологда, 160000,

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


22 мая 2014 года                         город Вологда            Дело № А13-4178/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2014 года

          Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Свиридовской М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Золотовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ГАЗСЕРВИСАВТО» (ОГРН 1043500053662) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (ОГРН 1023500873802)  об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376 в размере его рыночной стоимости, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Комитета по управлению имуществом Вологодского муниципального района,
при участии от истца - Зимина А.А. по доверенности от 05.05.2014, от ответчика - Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013,


у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «ГАЗСЕРВИСАВТО» (далее - ООО «ГАЗСЕРВИСАВТО», истец) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии» по Вологодской области (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376 в  размере его рыночной стоимости  равной          254 496 рублей 00 копеек.
     В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящий в государственной или муниципальной собственности, что существенно затрагивает экономические интересы общества, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ).
     В судебном заседание представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
     Ответчик оставляет разрешение настоящего дела на усмотрение суда.
     Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
     Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве рассмотрение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
     Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ при имеющейся явке.
     Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376, площадью      3 200 кв.м., местоположение: Вологодская область, Вологодский район, Лесковский сельсовет, п. Лесково на основании договора аренды от 13.08.2010 № 387, заключенного с Администрацией Вологодского муниципального района. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
     Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 № 206 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 18 января 2013 года.
     В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376 составила 6 116 160 руб. 00 коп.
     Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим заявлением.
     Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, суд рассмотрел требования общества по общим правилам искового производства.  
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, и в частности, под ней понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
     Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
     Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
     В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции  были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
     Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222.
     Судом установлено и истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка определена в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.
     Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
     Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
     Однако на спорные правоотношения эти нормы распространяться не могут и истец воспользоваться механизмом Закона № 167-ФЗ не может.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
     В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
     Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
     При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
     Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
     Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
     В обосновании заявленной позиции общество представило суду  отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 07 марта 2014 года № 13/58, выполненный оценщиком Рогулиной Л.А., рыночная стоимость, по состоянию на 02.06.2012, земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376 составляет 254 496 руб. 00 коп.
     Экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков»  № 266/03/14 от 20.03.2014 на отчет № 13/58 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка», подтверждает соответствие отчета № 13/58 требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а так же требованиям Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №254 от 20.07.2007г.
     Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ.
Статья 17.1 Закона № 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулиемой организации.
     В соответствии со статьей 3 Закона № 135-ФЗ, под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
     Статьей 4 Закона № 135-ФЗ определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
     Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
     Согласно статье 24 Закона № 135-ФЗ лицу, принятому саморегулируемую организацию оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, оценка произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
     Ответчик в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные экспертом Рогулиной Л.А. не оспаривал, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявил.   
     При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлено существенных нарушений при составлении отчета № 13/58, достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением № 266/03/14, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании отчета № 13/58.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № 531 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» с 01.03.2012 наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Вологодской области.
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
     Поскольку истец заявил ходатайство о возложении на истца всех судебных расходов по настоящему делу, что является его правом, расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и возмещению ответчиком не подлежат.
     Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0404051:376, площадью 3 200 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 254 496 руб. 00 коп. с момента вступления решения суда в законную силу.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.




Судья                                                                                          М.Б. Свиридовская

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство