Вторник, 25 сентября 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



2

А13-14045/2013



44/2014-34802(1)


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ  ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1а, г. Вологда, 160000,

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


16 апреля 2014 года                    город Вологда           Дело № А13-14045/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2014 года

          Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Свиридовской М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каика И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску общества с ограниченной ответственностью «Альбион» (ОГРН 1053525001933) к  федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (ОГРН 1023500873802)  об установлении с кадастровой стоимости земельных участков с привлечением к участию  в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Администрации города Вологды,
при участии от истца - Маничева А.А. по доверенности от 17.01.2014, от Администрации - Чекмаревой А.Л. по доверенности от 05.06.2012,


у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Альбион» (далее - ООО «Альбион», истец) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее - учреждение, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, а именно: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291 в  размере 777 673 рубля 00 копеек, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296 в размере 37 942 840 рублей 00 копеек.
     В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящий в государственной или муниципальной собственности, что существенно затрагивает экономические интересы общества, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ).
     В судебном заседании истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования с учетом выводов судебной экспертизы, поддержал уточненные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску. Уточнение исковых требований судом принято.
     В судебном заседании и в отзыве представитель Администрации исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
     Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
     ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
     Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра.
     Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания крытой многоярусной автостоянки, общей площадью 3 670 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 37 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом. расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, ул. Возрождения, д. 76, на основании договора аренды № 01-84 земельного участка для строительства от 10.10.2007 (в редакции Дополнительного соглашения № 1 к Договору аренды № 01-84 земельного участка для строительства от 11.02.2013 года), Соглашением о перенайме прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (соглашение о перенайме) от 19.01. 2010 года. Указанный договор заключен с Администрацией города Вологды и зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 12.02.2010.
     Также истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания административно-торгового назначения, общей площадью 33 806 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, ул. Возрождения, д. 74, на основании договора аренды № 01-130 земельного участка для строительства от 27.12.2007 года (в редакции Дополнительного соглашения № 1 к Договору аренды № 01-130 земельного участка для строительства от 12.12.2012, заключенного с Администрацией города Вологды. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в установленном законом порядке 14.01.2008.
     Размер арендной платы за 2013 год  за пользование земельным участком с кадастровым номером 35:24:0402008:291 составил 116 780 руб. 00 коп. (приложение № 1 к договору аренды), за пользование земельным участком с кадастровым номером 35:24:0402008:296 составил 10 207 605 руб. 00 коп.
     Расчет арендной платы произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая утверждена приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 « Об утверждении результатов «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области».
     В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291 составила 8 335 817 руб. 80 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296 составила 106 714 724 руб. 08 коп.
     Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
     Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, суд рассмотрел требования общества по общим правилам искового производства.  
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, и в частности, под ней понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
     Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
     Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
     В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции  были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
     Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222.
     В соответствии с пунктом 2.1.17. Методических указаний от 12.08.2006 № 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
     Судом установлено и истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.
     Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
     Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
     Однако на спорные правоотношения эти нормы распространяться не могут и истец воспользоваться механизмом Закона № 167-ФЗ не может
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
     В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
     Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
     При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
     Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
     Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
     В обосновании заявленной позиции общество представило суду  отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков № 13/27-02, выполненному индивидуальным предпринимателем Рогулиной Л.А., рыночная стоимость, по состоянию на 02.06.2012, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291 составляет 777 673 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296 составляет 37 942 840 руб. 22 коп.
     Экспертное заключение № 1129/10/13 от 24.10.2013 на отчет № 13/27-02, подтверждает соответствие отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а так же требованиям Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №254 от 20.07.2007г.
     Вместе с тем, третье лицо Администрация города Вологды не согласилась с представленным истцом отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным индивидуальным предпринимателем Рогулиной Л.А., заявив ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков.
     Указанное ходатайство судом было удовлетворено.
     Определением суда от 24.01.2014 по делу была назначена судебная экспертиза по определению размера рыночной стоимости земельного участка.
     Согласно заключению эксперта Парменовой С.Е. № 417 от 26.02.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291 по состоянию на 02 июня 2012 года составляет 855 110 руб. 00 коп., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296 составляет 44 816 276 руб. 14 коп.
      ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», Администрации в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные экспертом Парменовой С.Е.,  не оспаривали, доводов против результатов экспертизы не заявили.   
     Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что отчет оценщика Парменовой С.Е. отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности.
     Истец также согласился с экспертным заключением эксперта Парменовой С.Е., уточнил заявленные требования в соответствии с указанным заключением.
     При таких обстоятельствах, суд устанавливает рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291 в размере 855 110 руб. 00 коп., рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296 в размере 44 816 276 руб. 14 коп.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
     При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
     Администрацией по платежному поручению от 05.02.2014 № 12953 внесены на депозит суда денежные средства за проведение экспертизы в размере 5 000 руб. 00 коп.
     Поскольку ходатайство о назначении экспертизы было заявлено Администрацией, результаты судебной экспертизы фактически в пользу истца, Администрация при заявлении ходатайства о назначении судебной экспертизы указала, что расходы на проведение судебной экспертизы берет на себя, исковые требования удовлетворены, судебные расходы за проведение экспертизы распределению на истца или ответчика не подлежат и относятся на администрацию.
     Поскольку истец заявил ходатайство о возложении на истца судебных расходов по оплате госпошлины по настоящему делу, что является его правом, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8 000 руб. относятся на истца и возмещению ответчиком не подлежат.
     Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:291, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания крытой многоярусной автостоянки, общей площадью 3 670 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 37 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом. расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, ул. Возрождения, д. 76, в размере рыночной стоимости в размере 855 110 руб. 00 коп. с момента вступления в законную силу решения суда.
     Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:296, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания административно-торгового назначения, общей площадью 33 806 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, ул. Возрождения, д. 74, в размере рыночной стоимости в размере 44 816 276 руб. 14 коп. с момента вступления в законную силу решения суда.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.



Судья                                                                                          М.Б. Свиридовская  




     

     
     
     



 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство