Вторник, 19 июня 2018
Карта сайта Email Главная Мобильная версия
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело



7

А13-489/2014



350/2014-24926(1)







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000


Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е


18 марта 2014 года                       г. Вологда                      Дело № А13-489/2014
     
     Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2014 года
     Полный текст решения изготовлен 18 марта 2014 года
     
     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шумковой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лудиловой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» (ОГРН 1023501490858) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области» (ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:08:0106003:3, 35:08:0106004:72, 35:08:0106004:78, 35:08:0106004:79 в размере их рыночной стоимости, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Комитета по управлению имуществом Тарногского муниципального района,
при участии от истца Круглова А.Л. по доверенности от 21.10.2013


у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:08:0106003:3, 35:08:0106004:72, 35:08:0106004:78, 35:08:0106004:79 в размере их рыночной стоимости.
     В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков, применяемая для целей налогообложения и иных случаев, существенно превышает их рыночную стоимость. В качестве правового обоснования указывает статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
     В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), Комитет по управлению имуществом Тарногского муниципального района (далее -Комитет).
     Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске.
     Кадастровая палата отзыва на иск не представила, в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
     Управление Росреестра в суд своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в отзыве разрешение спора относит на усмотрение суда.
     Комитет в суд своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в отзыве разрешение спора относит на усмотрение суда.
     Дело рассмотрено по имеющейся явке в соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
      - с кадастровым номером - 35:08:0106003:3, общей площадью                         33 791кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Тарногский район, село Тарногский Городок (участок находится примерно в 1 600 метрах по направлению на восток от ориентира база ООО «Восток-Сервис», расположенного за пределами ориентира) категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для производственных нужд;
      - с кадастровым номером 35:08:0106004:72, площадью 7 676 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Тарногский район, село Тарногский Городок в западной части кадастрового квартала 35:08:0106004, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд;
     - с кадастровым номером 35:08:0106004:78, площадью 1 234 кв.м, расположенного по адресу Вологодская область, Тарногский район, село Тарногский Городок, улица Пограничная, на земельном участке расположен дом № 32г, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд.
     Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:79 (собственник - муниципальное образование - «Тарногский муниципальный район») площадью 8 127 кв.м, расположенного по адресу Вологодская область, Тарногский район, село Тарногский Городок,   категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд.
     Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.  
     Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области», вступившее в силу со дня его принятия, Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» признано утратившим силу.
     Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.01.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Согласно приложению № 1 к вышеуказанному Приказу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106003:3 составляет 19 780 575 рублей 58 копеек, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:72- 4 493 376 рублей 88 копеек, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:78- 722 358 рублей 92 копейки, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:79 - 4 338 251 рубль 18 копеек.
     Истец считает установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков не соответствующей их рыночной стоимости.
     Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков     № 13/37 от 29.11.2013 по состоянию на 02.06.2012, выполненному оценщиком Рогулиной Л.А. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106003:3 составила 1 887 903 рубля 17 копеек, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:72-                             489 345 рублей, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:78 - 89 625 рублей 42 копейки, земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:79 - 511 268 рублей 57 копеек. Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.  
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
     Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
     Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
     Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
     В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
     Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания).
     Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
     Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.
     Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
      Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
     При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
     Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
     Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
     В обоснование заявленной позиции Общество представило суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от № 13/37 и положительное экспертное заключение НП СРО «Деловой союз оценщиков» № 1450/12/13 от 26.12.2013.
     Ответчик не оспорил рыночную стоимость земельных участков, установленную в указанном отчете.
     Оценив указанное экспертное заключение в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что отчет оценщика отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности.
     При таких обстоятельствах, суд устанавливает рыночную стоимость указанных выше земельных участков в соответствии с отчетом № 13/37.
     Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Вологодской области (правопредшественник ответчика) выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № 531 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Вологодской области.
  При таких обстоятельствах требования истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
     Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
     В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении № 913/11,  установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта
Доказательств, свидетельствующих об отказе кадастровой палаты внести изменения в кадастровую стоимость земельных участков, в материалах дела не имеется.
Расходы истца по оплате государственной госпошлины по его заявлению относятся на него.
     Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

     установить с момента вступления решения суда в законную силу:
     - кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106003:3, общая площадь 33791 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 1 887 903 рубля 17 копеек;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:72, общая площадь 7676 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 489 345 рублей 00 копеек;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:78, общая площадь 1 234 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 89 625 рублей 42 копейки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:08:0106004:79, общая площадь 8127 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 511 269 рублей 57 копеек.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.


Судья                                                                                                   И.В.Шумкова  




 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство